Главная » Научно-методическая работа » ПРОЕКТ "Русский сарафан"

ПРОЕКТ "Русский сарафан"

 

ОГБОУ «Школа № 10»

                                            

 

 

Исследовательский проект по технологии

             Выполнили: учащиеся 6-8 классов

Иванова Анастасия – 6 А

Голикова Александра – 6 Б

Краюшкина Анастасия – 6 Б

Мараховская Елена – 6 Б

Аманова Виктория – 7 Б

Бардина Светлана – 7 Б

Царева Дарья – 7 Б

Воронова Дарья – 7 В

Иванова Наталья – 8 А

Иванова Елена – 8 А

Кокорева Екатерина – 8 Б

Наконечная Анастасия – 8 Б

 

 Руководитель: учитель технологии

Ничникова Елена Васильевна

2015/2016 учебный год

 

Обоснование проекта.

     Задумавшись в этом учебном году над тематикой проектирования, мы решили остановиться на теме русского народного сарафана. Так как  мы часто в школе и за ее пределами выступаем с танцами и по просьбе администрации школы, решили сшить народные костюмы своими руками.

Тематика народного костюма нам всегда была интересна. В прошлом учебном году мы изготовили калужский женский народный костюм для школьного музея имени фармаколога Н.П. Кравкова. В народном костюме заложена сама мудрость нашего народа. Костюм может рассказать,  чем и как жили  наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень интересно!

Наш проект поможет нам окунуться в мир плечевых изделий в народном костюме. Мы  узнаем, какие существуют разновидности   сарафанов в русском костюме, их значение и символику, традиции, связанные с сарафаном.

Помимо изделия, которое нам  поможет закрепить наши навыки в обработке швейных изделий, мы  думаем, у нас получится и очень интересная исследовательская работа.

 

Цель проекта – исследовать значение сарафана в русском народном костюме и изготовить сарафан для  русского народного костюма.

Задачи проекта:

  1. Планирование деятельности
  2. Дизайн-анализ проекта
  3. Анализ моделей для изготовления изделия
  4. Выбор материала для изготовления изделия
  5. Выбор вида отделки для оформления сарафана
  6. Расчет себестоимости изделия
  7. Изготовление изделия
  8. Отделка изделия
  9. Оформление документации
  10. Разработка презентации
  11. Защита проекта
  12. Анализ проведенной деятельности

 

Результат проекта – сарафан для народного костюма.

          Дизайн – анализ проекта

  1. 1.     Значение русского народного костюма.

Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций. С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается из-за необходимости не нарушать условия их хранения.

 

Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада,   соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек.  При исследовании подлинников русского народного костюма  установлено их характерное отличие для всех географических зон и регионов. Это объясняется свойственным тому времени почти повсеместным оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения.

Русский народный костюм всегда являлся объектом материальной и духовной культуры.

  1. 2.     Русский народный костюм

2.1. Символическое значение одежды русского костюма. 

v Слово «КОСТЮМ», пришедшее из французского языка, означает «ОБЫЧАЙ».  

v Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи.  По костюму можно было определить общественное и семейное положение.

Одежда от плеч до пола - мир земной, в котором обитает человек.

v   Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать его от воздействия недобрых сил внешнего мира. Поэтому народный костюм был наполнен охранительными заклинательными знаками, которые выполняли  роль многочисленных оберегов. Одежду обязательно украшали узорами, особенно те ее части, которые соприкасались со внешним миром, - ворот, низки рукавов и подол. В этих узорах - символических оберегах - преобладали знаки солнца, елочки, геометрического орнамента, прямой, волнообразной линии, птиц.

2.2. Виды одежды русского костюма. 

v  Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

Основой женского и мужского костюма была РУБАХА из домотканой льняной материи. Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской по сути дела, только длиной (у  МУЖЧИН длина рубахи была ниже коленей, а у ЖЕНЩИН до самых пят),  и более богатой отделкой. Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.

v Мужчины носили рубаху и порты. Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.

v Дети  до определенного возраста (11-12лет) носили только рубаху. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в под­ростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, ука­зывавшая на пол.  Пройдя обряд ИНИЦИАЦИИ (У ДЕВОЧЕК ПРОВЕРЯЛИ  ИХ ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ, А У МАЛЬЧИКОВ - ФИЗИЧЕСКУЮ СИЛУ) позволялось подросткам надеть «взрослую» одежду:

для мальчиков – порты,

 а для девочек – сарафан или понева.

Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, кос­ точек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки.

Обувью и в праздники и в будни служили лапти с онучами или чулками, коты.

v Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался он и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины   не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.

2.3. Деление женского русского костюма

Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.

v Южнорусский комплекс  отличался наличием поневы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник.

 Головные уборы:                                                                                                                                      сорока, кичка.

v  Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник.

 

 

 

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.    

Сарафану в северном русском народном женском костюме уделялось особое внимание.   Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.

Что ж, в Киевской Руси мы
побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом—семнадцатом веках.
Поверх рубахи — красочной, нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был кстати для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.

Учитель задает вопросы, посвященные названию одежд или их деталей.

Ответы учеников

Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафандушегрея — это укороченный сарафан, летник — это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами — вошвами.
Кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец — лента, украшенная узором.

 

Типы сарафанов

v Косоклиный

Шился  он  из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой его - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по

бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц.

 

Спинка косоклинного  сарафана  имела одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подол сарафа­на богато украшался красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой.

v Прямой

Он шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки и удерживается на плечах также лямками.

v Сарафан с лифом

Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину.
Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

                         

2.4. Вышивка в русском народном костюме

Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

v Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.

v Желтый – кратковременная  разлука.

v Зеленый –растительный мир.

v Синий, черный – тьма, горе.

v Белый – свет, праздник.

v Охра – земля.

v Голубой, серый – надежда.

Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма.  Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). 

Вышивка на одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки имели символическое значение: 

 

  • Это прежде всего, солнце.  Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.  
  • ёлочки – пожелание  человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра.
  • геометрические орнаменты  (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. 
  • волнообразные линии – вода. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. Линии располагали их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не

 

 

приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

  • Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.
  • Сказочная птица - Пава считалась символом счастья, любви и благополучия семейной жизни.

2.5. ТКАНИ, применявшиеся для покроя и пошива народного сарафана.

КАМЛОТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлени­ем шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов.

КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне ка­шемир очень ценился, использовался для изго­товления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX веке кашемир ткался на русских фабриках, а также привозился из-за границы.

КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В кресть­янском костюме использовалась для рубах и покрывал.

КИТАЙКА — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во вто­рой половине XIX века китайкой изредка назы­вали и такую же ткань красного цвета. В XVII — начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета.

КРАШЕНИНА — холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.

КУМАЧ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII — первой по­ловине XIX века изготавливался татарами Казан­ской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, жен­ских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов.

НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили  штампами красной масляной краской дополни­тельный узор, обычно мелкие кружки — «де­нежки». Набивные ткани делались в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах.

ПАРЧА —- ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотых, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначен­ной для праздничных костюмов. В XVI—XVII веках парчу привозили из Ирана, Турции, Ита-­ лии, Франции. В начале XVIII века в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма.

ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или

клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских

рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.

 

САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась так­ же полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления ис­пользовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.

СИТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Осо­бенной популярностью пользовался так называе­мый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.

ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколь­ко жесткой поверхностью. Жесткость появля­лась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту выраба­тывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды.

ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную — бо­лее грубый (изгребный). Холст широко исполь­зовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века.

 

Разработка идеи проекта.

1. Анализ идей и выбор изделия.

  1. 1.          Глухой косоклинный
  1. 2.          «Круглый» сарафан
  1. 3.          Глухой косоклинный на лямках

 Проанализировав  все сарафаны,  мы остановились на идее №2, т.к. эта идея нам понравилась больше всего!

 

2.Технология изготовления  изделия.

2.1. Конструирование изделия.

Мерки:

Длина изделия = 80 см

Длина лямок = 55см

Обхват под грудью = 90 см

 

                                                 3. Себестоимость изделия

Виды затрат

Цена

Расход

Всего

1

Ткань для сарафана

65р  за1м

3,20м

208руб

2

Ткань белая для внутренней отделки, для подшивки низа.

Использовали свою, родителей, учителей.

3,20м

--------

3

Нитки №40

спонсоры

3 катушки

--------

4

Тесьма

30р за 1м

10р за 1м

7р за1м

Использовали свою

90руб

70руб

21руб

5

Пуговицы

Использовали свои

2 шт

--------

                                    Всего затрачено: 389руб. (за один сарафан)

 

4. Реклама

Народный сарафан

Живут в веках  традиции народа!                                  

И вот, в начале учебного года,                              

О русском сарафане возник вопрос,

Потом в проект он перерос.

О сарафане спрашивали у своих друзей,
Сходили в городской музей,
Потом копались в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём раньше девушки ходили?
Что раньше на Руси носили?

Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Был русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Нет живописней, все ж отметить надо,
Национально русского наряда!

Мечту свою осуществить сумели -

Сшить русский сарафан, какой хотели.

Работа эта сложная, поверьте.

Но выполнить ее  мы все-таки смогли!

В нее вложили знания свои:

О предках наших и традициях Руси.

Наш сарафан – история народа,

Неповторимой красоты наряд!

В нем отразилась русская культура,

Национального искусства клад!

Так, испокон веков, сохранён на Руси
Женский костюм небывалой красы!

Его мы  в праздники сможем надеть

Чтоб в школе родной танцевать и петь!

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над проектом.