Главная » Научно-методическая работа » Творческий проект "Профессия, которую мы выбираем"

Творческий проект "Профессия, которую мы выбираем"

7 лет сотрудничества

2007- 2014 годы

ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»

ОГБОУ СПО «Техникум пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани»

Авторы проекта: учащиеся 9-10 классов ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»

Руководители проекта:

Ничникова Елена Васильевна, учитель трудовой подготовки школы №10,

Малафеева Ольга Мельоровна, технолог «Техникума пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани»

Сентябрь-декабрь 2014 года

Паспорт проекта

Руководители проекта –Ничникова Е.В., Малафеева О.М.

Участники проекта: учащиеся ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

трудовая подготовка, профильная подготовка

Возраст учащихся: 16-17 лет.

Состав проектной группы: 9А,Б; 10А,Б,В классы.

Тип проект - исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный.

Заказчики проекта – учащиеся, учителя, родители.

Цель проекта – оказание действенной помощи учащимся 9-10х классов в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи проекта:

  • формирование у старших школьников представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых к человеку;
  • активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
  • вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
  • формирование навыков самоконтроля и готовности к профессиональному самоопределению.

Проблемные вопросы проекта:

  • Выявление у учащихся уровня готовности к профессиональному самоопределению.
  • Изучение интересов и склонностей.
  • Знакомство с миром профессий.
  • Требования, которые профессия предъявляет к человеку.

Актуальность проекта.

Современный образованный человек должен самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем, Навыки поиска информации и эффективного использования ее учащиеся осваивают в ходе проектной деятельности.

Умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи.

Реализация проекта позволяет учащимся поближе познакомиться с миром профессий, выбрать профессию в соответствии со своими склонностями, возможностями, профессионально самоопределиться.

Практическая значимость проекта состоит в выборе учащимися будущей профессии.

Проект представлен в виде компьютерной презентации, в которую включаются различные эффекты: звуки, фото и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Процесс защиты проекта – очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников.

Оформление результатов проекта – открытый урок в Техникуме пищевой промышленности, компьютерная презентация.

Этапы работы над проектом:

  1. Погружение в проект –выбор темы, целей и задач.
  2. Организация деятельности – распределение ролей, планирование, презентация. (Царева М. – знакомство с типами профессий; Ларионов М. – знакомство с тестами по выявлению интересов и склонностей; Савельева А. - условия труда, санитарно-гигиенические требования к профессии «повар-кондитер», Шилина Д. – содержание труда профессии «повар-кондитер»; Матвеева О. – знания, необходимые для обучения профессии «повар-кондитер»; Щербакова О. – профессии, связанные с профессией «повар-кондитер»; Портнов А. – требования к профессии «повар-кондитер»; Бекетова А. – история профессии «повар-кондитер»; Хасанова А. – пути получения профессии «повар-кондитер»; Ромаданова Т. – виды профессионального образования в РФ)
  3. Осуществление деятельности – консультации учащихся, в интернете учащиеся «добывают» знания.

Цели проекта, ожидаемые результаты, объект исследования.

  • Проблема, на решение которой направлен проект: как правильно выбрать профессию выпускнику коррекционной школы.
  • Цель проекта: помочь выпускнику в профессиональном самоопределении.
  • Ожидаемые результаты: повысить желание выпускника выбрать рабочую профессию
  • Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
  • Предмет исследования: процесс выбора рабочей профессии

В этом году мы заканчиваем школу. Перед нами возникла проблема: куда пойти учиться? От того, какой путь мы выберем, будет зависеть наше профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит нам так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней.

Из данной проблемной области можно выделить следующие подпроблемы:

  • Проблемное поле анализа профессиональной деятельности
  • Изучение требований и характеристик различ-ных сфер профессиональной деятельности 
  • Выявление и анализ личностных и психофизиологических характеристик
  • Изучение алгоритма выбора профессии
  • Определение дальнейшей профессиональной карьеры

Нашей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Для этого нам нужно:

  • изучить свои интересы и склонности;
  • выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
  • изучить мир профессий, потребности в кадрах.

Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение:

  • Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
  • Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
  • Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать нашим финансовым возможностям

Изучая мир профессий, мы определили наиболее востребованные из них на рынке труда нашего региона, а также изучили традиции своей семьи, посоветовались с родителями, учителями и преподавателями «Техникума пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани».

Профессия «Повар-кондитер»

С помощью "Формулы профессии" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преобразовательные (II) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

Историческая справка

Название профессии произошло от праславянского слова "вар" (жар). Это позволяет выдвинуть предположение, что на заре становления профессии поварами называли тех людей, которые умели готовить продукты посредством термической обработки (то есть, жарить, варить, запекать и т.д.). Отсюда следует вывод, что первые повара появились тогда, когда человечество поняло, что пищу можно подвергать термической обработке. На Руси приготовление пищи долгое время было исключительно "семейным делом", а обязанности повара выполняла самая старшая женщина в семье. Первым профессиональным поваром на Руси принято считать некоего Торчина, который, согласно Лаврентьевской летописи, был "старейшина поваром" у князя Глеба.

Повар является универсальной профессией, которая всегда будет востребованной на рынке труда. Данная профессия по-своему уникальна. Кулинарное искусство приобретается человеком в течение долгих лет учебы и практики. Не каждый способен стать хорошим поваром, но стремиться к этому должны все, воспитывая в себе любовь к творчеству поиск нового и желание доставить людям радость. Повару приходится много работать стоя, он должен быть физически вынослив.

Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей карьере.

Искусных поваров нередко называют мастерами приготовления пищи, а их блюда – произведениями искусства. Потому что главной их целью является не просто приготовление еды для утоления чувства голода. Они стремятся донести до людей определенные ощущения и настроение, подобрав наиболее удачное сочетание вкуса и аромата, а также красиво оформив блюдо. Без сомнения, сделать подобное можно только при наличии таланта и с определенной долей вдохновения.

Какими личностными качествами должен обладать повар?

Специалист должен быть, прежде всего, опрятным, аккуратным и ответственным. Кроме того, должен иметь:

  • превосходное цветовое восприятие;
  • чуткие вкусовые рецепторы;
  • вкусовая память;
  • развитое воображение;
  • безграничная фантазия;
  • креативность;
  • художественный вкус;
  • любознательность;
  • способность выполнять сразу несколько действий;
  • энергичность;
  • педантичность;
  • хорошая координация движений.
  • хорошее обоняние;

Необходимые знания

Специалист должен досконально знать различные технологии приготовления блюд, свойства и сочетаемость разных продуктов, особенности национальных кухонь мира, тонкости украшения готовых блюд и сервировки стола. Ну и самое главное, повару нужна не только сноровка или знания, но и интуиция, без которой даже самое примитивное блюдо, приготовленное по всем правилам, может превратиться в несъедобный набор ингредиентов.

Преимущества профессии повара

Главным преимуществом профессии повара, без всякого сомнения, является востребованность. Подтверждением этому можно считать тот факт, что даже всемирный кризис не снизил количество заведений общественного питания, существующих у нас.

Особого разговора заслуживает зарплата поваров. Несмотря на то, что начинающие повара получают сравнительно небольшую зарплату, представители этой профессии имеют огромные возможности для достижения финансового благополучия. Усиленная работа над собой и собственным уровнем мастерства позволяет талантливым поварам быстро добиться карьерного роста, и устроиться на работу в престижный ресторан шеф-поваром.

Где можно получить профессию повара?

Получить профессию повара сегодня достаточно легко, благо в каждом городе России имеется большой выбор профильных техникумов и колледжей. Также для начала карьеры можно рассмотреть возможность обучения на специальных курсах, которые функционируют при ресторанах или кафе, и на базе различных учебных центров. Но необходимо понимать, что ни диплом о среднем специальном образовании, ни «корочки», полученные на курсах, не помогут вам добиться карьерного роста. Максимум, на что вы сможете рассчитывать, так это должность повара, например, в заводской столовой или придорожном кафе.

Добиться профессионального успеха и признания можно только при условии окончания ВУЗа, осуществляющего подготовку специалистов пищевой промышленности. Не лишним также будет посещение мастер-классов ведущих шеф-поваров, добившихся мировой известности.

Если же говорить о лучших ВУЗах России, диплом которых дает возможность сразу же после окончания обучения удачно трудоустроиться, то это:

  • Кемеровский технологический университет пищевой промышленности;
  • Московский государственный университет пищевых производств;
  • Московский технологический университет;
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

Направления деятельности повара

Профессия повара имеет несколько направлений деятельности. Повар-кондитер занимается изготовлением сладостей. Эта специализация требует наличия развитой фантазии и тонкого художественного вкуса, так как очень важно не только приготовить кондитерское изделие, но и интересно украсить его. Повар-технолог принимает сырье, следит за его качеством, отмеряет необходимое количество продуктов согласно порциям, а также следит за соблюдением рецептуры и калорийности питания. В его обязанности входит собственно правильная организация процесса приготовления пищи. Шеф-повар сочетает в себе функции администратора и повара. То есть он не только составляет меню, готовит заявки для закупки продуктов, курирует работу других поваров, наблюдает за процессом приготовления пищи. Это еще и профессионал высокого класса, который изобретает новые блюда и улучшает существующие рецепты, неотъемлемыми чертами характера которого являются креативность и оригинальность.

Санитарно-гигиенические требования к профессии

  • Необходимо содержать тело в чистоте.
  • Тщательно мыть руки до локтя.
  • Принимать ежедневно душ.
  • Волосы должны быть убраны или коротко стриженные.
  • Поправлять прически и расчесывать волосы можно только в туалетных комнатах
  • Умеренно употреблять косметическими средствами и не пользоваться сильно пахнущими духами
  • Иметь коротко стриженные ногти, без лака.
  • Не носить украшения и часы.
  • Не должно иметься на руках гнойничковых ран.
  • Нельзя приступать к работе с простудными заболеваниями

Родственные профессии
БАРМЕН, БУФЕТЧИК, ИЗГОТОВИТЕЛЬ ПИЩЕВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ, ПРОДАВЕЦ, ОФИЦИАНТ

Профессию повара мы выбрали после анализа сферы профессиональной деятельности и думаем, что она соответствует нашим интересам, склонностям и качествам личности.

Вид профессионального образовательного учреждения – среднее профессиональное образовательное учреждение

Тип образовательного учреждения – техникум

Форма обучения – очная

Направление обучения – повар-кондитер

Конкретное учебное заведение - «Техникум пищевой промышленности,общественного питания и сервиса г. Рязани»

Наши жизненные планы

      1. Окончить школу и поступить в профессиональное учебное заведение.
      2. Получить теоретическую подготовку по специальности «Повар-кондитер»
      3. Найти работу по специальности.
      4. Освоить профессию «Повар-кондитер» на практике.
      5. Достичь профессиональных успехов и стать профессионалами в данной области профессиональной деятельности.

С целью изучения будущей профессии мы пошли учиться на вечернее отделение «Техникума пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани», также мы в школе хорошо занимались на уроках трудовой подготовки (раздел «Кулинария»)

Результаты нашего профессионального выбора мы хотели бы представить в виде электронной презентации «Творческий проект: «Профессия, которую мы выбираем». Свой творческий проект мы оцениваем положительно, так как результат всего нашего пути – выбор профессии «Повар» и направления деятельности «Повар-кондитер», а также построение профессионального плана по достижению поставленных профессиональных целей.

Фоторепортаж с уроков трудовой подготовки в школе № 10 и занятий в «Техникуме пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани»

Скоро

Учащиеся школы № 10, которые с 2011 года продолжили обучение в «Техникуме пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани» по профессии «Технология продукции общественного питания» Квалификация – повар, кондитер.

  • Синецкий Роман, Шергина Анастасия, Кузьмина Анна
  • Юдина Ольга, Шергина Анастасия
  • Савина Ирина, Бакунькина Ирина
  • Бусс Мария, Синяев Сергей
  • Турченюк Алена, Иванова Дарья, Турченюк Алена
  • Архипов Василий, Фролкин Василий,
  • а также Рулев Дмитрий, Копцева Софья, Журавлева Наталья, Зайцева Анастасия, Лыкина Наталья, Орлова Светлана (18 человек).