Главная » Научно-методическая работа » Творческий проект « Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…»

Творческий проект « Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…»

Творческий проект

« Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…»

                       

                                                           Паспорт проекта

Руководители проекта – Антонова С.М., Ничникова Е.В.

Участники проекта: учащиеся ОГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа № 10 г. Рязани»

Учебные предметы,  в рамках которых проводится работа по проекту: литература, трудовая подготовка.

Возраст учащихся: 13-16 лет.

Состав проектной группы: 7В, 10А классы.

Тип проект - исследовательский, творческий,  информационный,   практико-ориентированный.

Заказчики проекта – учащиеся, учителя, родители.

Цель проекта – социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом, рассматриваемая самим ребенком как перспектива интересной жизни, достигающейся путем проведения исследовательской деятельности, и готовности к выполнению различных функций в обществе (исследовательской,  творческой, информационной, познавательной).

Задачи проекта:

  • направлять учебно-познавательный процесс по пути исследовательской деятельности;
  • помочь учащимся адаптироваться в системе социальных ролей через развитие творческих и исследовательских способностей;
  • создать атмосферу сотрудничества, способствующую развитию свободной, духовно богатой, нравственной личности;
  • воспитывать гражданственность,  патриотизм;

Проблемные вопросы проекта:

  • произведения С. Есенина, в которых упоминается крестьянская пища;
  • отношение поэта к народной еде;
  • частое употребление разных видов пищи в стихотворениях;
  • особое отношение поэта к хлебу;
  • виды крестьянских блюд, употребляемых в пищу в настоящее время.

Актуальность проекта.

          Современный образованный человек должен самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем, Навыки поиска информации и эффективного использования ее  учащиеся осваивают в ходе проектной деятельности.

           Умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу,  производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи.

            Реализация проекта с использованием регионального компонента позволяет учащимся поближе познакомиться с произведениями   великого  поэта   рязанской земли С.Есенина,                          учит их видеть «Мир крестьянской избы». Практическая значимость проекта состоит в исследовании и приготовлении блюд, которые готовились в крестьянских избах Рязанской губернии в конце Х1Х, начале ХХ веков.

             Работа над проектом позволяет наглядно увидеть межпредметную взаимосвязь таких учебных предметов, как литература и трудовая подготовка.

            Данный проект способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы; позволяет развивать творческое мышление  учащихся, умение приобретать знания из различных источников, анализировать  факты, делать обобщения.

Проект нацеливает на бережное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу – источнику жизни крестьянина.

            Проект представлен в виде компьютерной презентации, в которую включаются различные эффекты: звуки, фото и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Процесс защиты проекта – очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников.

 Оформление результатов проекта – праздник, компьютерная презентация, публикация.

Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект.

2. Интервьюирование старожилов с. Константиново.

3. Поиск стихотворений, в которых упоминается крестьянская еда.

4. Технология  приготовления блюд в Рязанской губернии.

5. Жизненные ситуации  в произведениях С. Есенина, связанные с упоминанием еды.

6. Фоторепортажи с уроков трудовой подготовки и литературы.

7. Старинные рецепты в наши дни.

                                                Презентация проекта

              « Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…»

Звучит песня «Письмо к матери»

1 вед. Сегодня мы вновь окунёмся в загадочную жизнь великого русского поэта С.А.Есенина, попытаемся проникнуть в  тайны приготовления крестьянских блюд, которые упоминаются в стихотворениях нашего земляка.

2 вед. Тема проекта « Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».

1 вед. Цель проекта: собрать и систематизировать информационный материал об использовании описания крестьянской пищи в поэзии С. Есенина и технологии приготовления этих блюд.

2 вед. Нам стало интересно, какую пищу ели крестьяне во времена С. Есенина и как отразил эту тему  поэт в своём творчестве.

1 ученик. В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполняется 116 лет. Две даты: 3 октября 1895 г. – 28 декабря 1925г. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет. Много это или мало? В Закавказье, где, Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что увидел, узнал, понял. Но и то, что было отведено Сергею  Александровичу - это очень много, это целый мир.

2 ученик. В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - " Сергей  Есенин  "
Всей России встают черты…

3 ученик. Наш инициативный комитет провёл  исследовательскую работу в с. Константиново.  Были опрошены старожилы села Сафронова Лидия Степановна (1937 г. р.) и Вавилова Валентина Николаевна (1936 г. р.), которые рассказали о рецептах традиционных крестьянских блюд Рязанской губернии, известных им от  родителей.

4 ученик. Вот что мы узнали из истории блюд.

Звучит народная музыка.

5 ученик.  Самым распространённым блюдом была драчена. Это мучное блюдо, в состав которого входили молоко, яйца, масло. В прошлом драчена считалась лакомым, не повседневным, а праздничным блюдом.

1 ученик. А готовилась деревенская драчена так…

(Звучит народная музыка).

Крестьянка. Берём чашку ржаной муки, чашку пшеничной муки,

две чашки молока, 2 ложки сливочного масла (в тесто), 3 яичных желтка, 3  столовых ложки толчёного сахара и пол ложки соли. Тщательно растираем  в разной посуде отдельно вначале масло, затем желтки с сахаром (то и другое добела). Соединяем обе растертые части, солим, перемешиваем. Постепенно подсыпаем в полученную смесь предварительно перемешанную и просеянную муку и подливаем понемногу молока, все время размешивая, до получения эластичного жидкого теста. А теперь полученной  массой заливаем глубокую ёмкость и ставим в русскую печь.

После  каждую испеченную драчену смазывают сверху салом или маслом и накладывают одна на другую в глубокую посуду до тех пор, пока не испечены все. Едят драчены с маслом, сметаной, медом в зависимости от состава теста драчены.

1 ученик. Всё своё детство  и юность Есенин провёл в родном селе Константиново. С ранних лет он видел нелёгкую жизнь крестьян, их быт. Почти каждое его стихотворение наполнено приметами русской деревни. Одно из таких стихотворений « В хате».

2 ученик.

 Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою-

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

3 ученик. В этом стихотворении поэт упоминает незатейливую пищу сельского крестьянина: драчены, квас, яйца, молоко.

4 ученик. Квас считался самым популярным и доступным напитком в Рязанской губернии. Его готовили и в будни и в праздники.

Крестьянка. Со времён Есенина до наших дней дошло множество старинных рецептов этого напитка. Чтобы приготовить вкусный квас на всю семью, а семьи, как вы знаете в нашей губернии были большие, необходимы были  ржаной дробленый солод,  ячменный дробленый солод, мука, ржаные сухари, патока и чуть-чуть мяты. Замешивали из солода и муки с 3 литрами горячей воды тесто  без  комков, накрывали  посуду чистой тряпочкой, давали ему настояться в течение 1 часа (для осахаривания). Выдержанное тесто перекладывали  в  чугун, накрывали крышкой и ставили  на печь  для  упаривания. Упаренное тесто тщательно перемешивали, затем доливали кипяток. По прошествии суток тесто выкладывали  в настойный  чан,  опять заливали кипятком, насыпали измельченные сухари и хлеб. Образовавшуюся массу хорошо перемешивали и оставляли на 6 – 10 часов для настаивания и осветления. Затем добавляли настой мяты. Бочонок  с квасом необходимо было спустить в подпол. Именно там и начиналось брожение. А уже через 3 – 4 дня квасом  можно было угощаться.

5 ученик. Квасом ещё угощали и странствующих. Так об этом говорит С. Есенин в стихотворении «Калики».

Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу,

У церквей пред затворами древними

Поклонялись пречистому Спасу.

1 ученик. Удивительно то, что до сих пор в с. Константиново  квас готовят по этому старинному рецепту. Домашний квас ещё является и частью поминального стола. Подтверждение этого мы находим тоже в строчках поэта.

2 ученик.

Жгуче желания множат

Душу больную мою,

Но и на гроб мне положат

С квасом крутую кутью.

3 ученик. Кутья - ритуальная каша из цельных зерен, ягод и меда. Готовилась в канун святочных праздников: Рождество, Новый год, Крещение, дни общего поминовения усопших (родительские дни). Обрядовое значение кутьи обусловлено символикой трех ее составляющих ингредиентов: зерно, изюм, мёд.

4 ученик. Так, зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено) в традиционной русской культуре является символом жизни и плодородия, так как оно и надолго сохраняет, и вновь воссоздает жизнь, и умножает ее.

5 ученик. Добавляемые в кутью ягоды (изюм, сушеная черемуха, которой очень много в с. Константиново) являются тем  же семенем, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно.

1 ученик. Третьим компонентом кутьи был мед. Символическое значение меда связано с образом пчелы, его производительницы. Народное отношение к пчеле как к священному существу объясняется представлениями о ее идеальности по самым разным параметрам. Одно из наиболее распространенных народных определений пчелы - "Пчела Божья угодница", так как доставляет воск на церковные свечи.

2 ученик. Во время праздничной трапезы кутья занимала почетное место на столе, покрытом белой скатертью. На родине поэта  в рождественский сочельник горшок с кутьей ставили в красный угол вместе с не обмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после ужина кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для душ покойных.

Звучит народная музыка.

Крестьянка. Берём зёрна пшеницы,  промываем, замачиваем в холодной воде на 2 - 3 часа, затем заливаем  молоком, добавляем  соль и ставим в печь .Чуть позже добавим туда изюм.  Когда наша кутья станет разваристой , добавляем  мед.  А подавать кутью нужно в глиняных чашках.

3 ученик. Вся пища крестьян состояла из того, что они выращивали на полях и своих огородах. В стихотворении «Молотьба» С. Есенин говорит об этом так…

4 ученик.

И ворочает дед

Немолоченный край:

«Постучи-ка, сосед,

Выбивай, каравай».

И под сильной рукой

Вылетает зерно.

Тут и солод с мукой,

И на свадьбу вино.

За тяжёлой сохой

Эта доля дана.

Тучен колос сухой-

Будет брага хмельна.

Инсценировка свадебной обрядовой песни Рязанской губернии.

5 ученик. А уж сколько мучных изделий было на свадьбе! Да, любит наш рязанский народ пышки, оладьи да блины!

1 ученик. Кстати, пышки чаще других употребляет в своих произведениях С. Есенин.

2 ученик.

Шёл господь пытать людей в Любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве

Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

3 ученик. В стихотворении «Русь» мужики – крестьяне собираются на войну, а в их котомках лежат те же самые пышки.

4 ученик.

Собирались мирные пахари

Без печали, без жалоб и слёз,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

Звучит народная музыка.

Крестьянка. Для приготовления  пышек необходимо взять  5 стаканов пшеничной муки, 1,5 стакана кислого молока, 1/2 ст. ложки соли. В просеянную муку добавить соль, кислое молоко и замесить тесто, оставить его для расстойки на 1 час. Затем сформовать круглые тонкие лепешки, нанести на них узор и выпечь опять же в печи. Толщина готовой пышки должна получиться не более 1 см.

5 ученик. А ещё в с. Константиново любили печь бедняжки, так назывались постные оладьи.

1 ученик. Упоминание об оладьях мы находим в поэме «Анна Снегина».

Ну что же! Вставай, Сергуша!

Ещё и заря не тепла,

Старуха за милую душу

Оладьев тебе напекла.

2 ученик. Всё же названия всех мучных изделий объединяется одним словом - хлеб. А у                С. Есенина к хлебу было особое отношение. Ведь именно этот продукт являлся источником жизни для крестьян.

3 ученик. Подтверждение тому строки из стихотворения «Русь уходящая»:

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

4 ученик. Из этого самого хлеба, который доставался крестьянам потом, слезами, трудом, пекли всё те же пышки и оладьи.

5 ученик. Ценность данного продукта отразилась в «Песне о хлебе»:

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл – страдания людей!

Режет серп тяжёлые колосья,

Как под горло режут лебедей.

………………………………..

И, из мелива заквашивая тесто,

Выпекают груды вкусных яств…

 

                                                     Русский хоровод «Русское поле»       

1 ученик. С. Есенин тонко чувствовал ранимую крестьянскую душу. Знал, чем они живут, он понимал, что их благосостояние, их жизнь полностью подчиняются нелёгкому труду. Поэтому так искренне воспринимается призыв поэта…

2 ученик.

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку - чтоб с рыбой невода,

Пахарю - чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

 3 ученик. В  с. Константиново есть небольшое кафе с поэтическим название «Русская быль», в котором можно отведать блюда, приготовленные по старинным рецептам:  есть там и пышки, есть и оладьи, можно попробовать и квас.

4 ученик. Мы же, сохраняя крестьянские традиции, тоже научились готовить некоторые блюда, которые упоминаются в стихах С. Есенина.

                                                                  Фоторепортаж с уроков трудовой подготовки

                                            

                                               и занятий в техникуме пищевой промышленности, общественного питания и сервиса

                                                                                       

Звучит народная музыка.

Крестьянка угощает всех пышками.

Звучит мелодия «Не жалею, не зову, не плачу»

(на фоне музыки учащиеся читают стихотворение)

 

1 ученик.

Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально синий
Ведет с ромашкой звонкой разговор.
2 ученик.

Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы – сестры русского рассвета-
Сбежались у околицы села.
3 ученик.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.
4 ученик.

Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
5 ученик.

Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
1 вед.

Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия-
Земля добра и голубая даль.
2 вед.

И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя,-
России стихотворная душа…